Исследователи сходятся во мнении, что сарматский останец образован в миоценовую эпоху третичного периода (от 25 до 5 млн лет назад). Если сделать более конкретное предположение о времени его появления, в середине временных рамок существования Сарматского моря, то возраст составит как минимум около 12 млн лет. И тут возникает вопрос о причинах его столь длительной сохранности.
Абсолютное большинство времени своего существования песчаник покрывался водами и осадками Сарматского, Понтического морей и Азово-Молочного водного бассейна. Для наиболее твердого представителя сцементированных отложений эти условия вряд ли возможно признать худшими.
В ходе превращения дна Понтического моря в сушу и южную степь, примерно от 5 до 1 млн лет в прошлом, он был защищен толщей солоноватой глины и песка, что не составляло большой угрозы его целостности.
Во многих публикациях сообщается о влиянии железа и марганца, содержащихся в глине, на упрочнение песчаника. Сарматский гигант имел широкие природные возможности покрываться глинами: глины были ведущей осадочной породой Сарматского и Понтического морей, под ее толщами вперемешку с песком он находился после «ухода» Понтического моря, красно-бурые полтавские глины могли его покрывать во время таяния ледников.
Будучи на поверхности земли, песчаник не оставался полностью незащищенным: его предохраняло свойство окисляться (оксиды железа) и превращать поверхность монолита в твердую корку.
В дальнейшем прочность и целостность песчаника разрушали ветры, атмосферные осадки, разность температур, естественный процесс разложения пород и конечно же собственный вес песчаникового гиганта.
В конечном итоге природотворный монолит раскололся, а его обломки, обрушившись на песок, частью переместились вниз. По этой причине Каменная Могила представляет собой не беспорядочно-случайное нагромождение песчаниковых плит, а явное расчленение целого на части, в которых пещеры и гроты оказались весьма удобными для укрытия древних людей, а затем и для проведения культовых обрядов.
Чудотворно преобразование сарматского песчаникового гиганта в место размещения жрецов Великой степи, и совсем уникально превращение в храм древних народов, оставивших свидетельства о высокой культуре наших предков, дошедших до современных дней.
Осознание причастности юга Украины к древнейшему очагу человеческой истории и духовности наполняет душу радостью и гордостью за свой родной край, вселяет уверенность в том, что среди покровительской паствы древнейшего святилища были и предки восточных славян — древние славяне, их древнейшие протославянские земледельческо-скотоводческие племена. Пройдет время, историко-археологическая наука разгадает содержание петроглифов, тайные письмена подтвердят наши предположения.
Эпоха энеолита-бронзы, нового этапа в истории населения Северного Причерноморья, отражена в гротах Быка и «Колдуна», других местонахождениях. Здесь сохранились крестообразная монограмма Иисуса Христа, многолинейный крест, крест в окружении расходящихся лучей, следы борьбы двух религий: староязыческой и новохристианской (см.: Михайлов Б.Д. Каменная Могила и
ее окрестности: Сборник научных статей. Запорожье: Дикое Поле, 2008. С. 235).
Изображение святынь православия в гротах Каменной Могилы имеет религиозно-духовную связь с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Именно он, первый ученик Иисуса Христа, получил от самого Всевышнего в апостольский удел проповедь православия в Скифии, куда, безусловно, входила территория нынешней Южной Украины.
Апостол Андрей проповедовал веру в спасение, «обращал многих ко Кресту», дискутировал с языческими философами, совершал многочисленные чудеса и исцеления. Существует придание, по которому ученик Иисуса Христа во время миссионерства в Скифии обошел все поселения севера Меотиды (Азовского моря) (см.: Геническ и Генический район: Информационно-деловой путеводитель. С. 27, 28).
Распространение учения Иисуса Христа в Скифии и монограмма Спасителя в гроте Каменной Могилы имеют общую религиозно-ритуальную направленность — утверждение православия среди поселенцев Северного Причерноморья, приобщение к нему наших предков славян задолго до Крещения Руси (см.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 370-377).
А.И.Гончаренко